vopros@docs23.ru 8 (905) 406-08-92

г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 268

Взаимодействие юридических лиц с самозанятыми- основные риски.

Центр подготовки паспортно-визовых документов напоминает работодателям, что  заключение договоров с самозанятыми в целях подмены трудовых отношений несет серьезные риски для работодателя. 

Федеральная налоговая служба  Российской Федерации   подробно описала признаки подмены трудовых отношений в работе с плательщиками налога на профессиональный доход.

Организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с самозанятыми следует:

  1. Проверить регистрацию исполнителя в статусе самозанятого. Информацию о постановке на учет физического лица в качестве плательщика НПД можно получить на сайте ФНС в сервисе "Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" по ссылке.
  2. Проверить, не был ли самозанятый штатным сотрудником вашей организации. На основании подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ организациям и ИП запрещено сотрудничать со своими бывшими работниками, пока не пройдет два года с момента увольнения.
  3. Привлекать самозанятых для выполнения отдельных работ. Работа с самозанятыми ведется более конкретно, заказчик ставит задачу, сроки и оплачивает результат. Компания не может обязать исполнителя делать то, что не предусмотрено гражданско-правовым договором (договором ГПХ).
  4. Правильно составить договор. Для сотрудничества с самозанятыми нужно заключить стандартный договор ГПХ. Предметом договора выступает конкретная задача с конечным результатом, после чего заказчик оплачивает работу.
  5. Включить в договор обязанности самозанятого сообщать об утрате статуса и своевременно передавать чек после получения оплаты. Это позволит перенести ответственность за неожиданную утрату исполнителем статуса самозанятого.
  6. Правильно оформлять платежи по договору.
  7. Требовать чек от самозанятого. Чек – обязательный документ при работе в статусе самозанятого. Он подтверждает, что исполнитель получил оплату от заказчика за сделанную работу. На основании этого документа компания может учесть вознаграждение в расходах и доказать, что деньги получены самозанятым, а акт выполненных работ может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя. 
  8. Контролировать состояние чеков. В мобильном приложении "Мой налог" есть функция аннулирования чеков. Некоторые исполнители злоупотребляют данной функцией и аннулируют чеки для уклонения от уплаты налогов. Компании могут проверять актуальный статус чека по ID.
  9. Наладить удаленную работу (по возможности). Если самозанятые инфраструктурно зависимы от заказчика (пользуются чужими ПК, работают в офисе и т.д.), то у налогового органа возникнут вопросы.

Претензии к работодателям могут предъявить не только налоговые органы и Государственная инспекция труда, но и сами физические лица, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы договор был признан трудовым. В этом случае с работодателя будут взысканы денежные средства в счет оплаты отпуска, возмещения морального вреда, а также в качестве страховых взносов для обеспечения пенсионных прав работника.

Источник: Система ГАРАНТ