Взаимодействие юридических лиц с самозанятыми- основные риски.
Центр подготовки паспортно-визовых документов напоминает работодателям, что заключение договоров с самозанятыми в целях подмены трудовых отношений несет серьезные риски для работодателя.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации подробно описала признаки подмены трудовых отношений в работе с плательщиками налога на профессиональный доход.
Организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с самозанятыми следует:
- Проверить регистрацию исполнителя в статусе самозанятого. Информацию о постановке на учет физического лица в качестве плательщика НПД можно получить на сайте ФНС в сервисе "Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)" по ссылке.
- Проверить, не был ли самозанятый штатным сотрудником вашей организации. На основании подп. 8 п. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ организациям и ИП запрещено сотрудничать со своими бывшими работниками, пока не пройдет два года с момента увольнения.
- Привлекать самозанятых для выполнения отдельных работ. Работа с самозанятыми ведется более конкретно, заказчик ставит задачу, сроки и оплачивает результат. Компания не может обязать исполнителя делать то, что не предусмотрено гражданско-правовым договором (договором ГПХ).
- Правильно составить договор. Для сотрудничества с самозанятыми нужно заключить стандартный договор ГПХ. Предметом договора выступает конкретная задача с конечным результатом, после чего заказчик оплачивает работу.
- Включить в договор обязанности самозанятого сообщать об утрате статуса и своевременно передавать чек после получения оплаты. Это позволит перенести ответственность за неожиданную утрату исполнителем статуса самозанятого.
- Правильно оформлять платежи по договору.
- Требовать чек от самозанятого. Чек – обязательный документ при работе в статусе самозанятого. Он подтверждает, что исполнитель получил оплату от заказчика за сделанную работу. На основании этого документа компания может учесть вознаграждение в расходах и доказать, что деньги получены самозанятым, а акт выполненных работ может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя.
- Контролировать состояние чеков. В мобильном приложении "Мой налог" есть функция аннулирования чеков. Некоторые исполнители злоупотребляют данной функцией и аннулируют чеки для уклонения от уплаты налогов. Компании могут проверять актуальный статус чека по ID.
- Наладить удаленную работу (по возможности). Если самозанятые инфраструктурно зависимы от заказчика (пользуются чужими ПК, работают в офисе и т.д.), то у налогового органа возникнут вопросы.
Претензии к работодателям могут предъявить не только налоговые органы и Государственная инспекция труда, но и сами физические лица, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы договор был признан трудовым. В этом случае с работодателя будут взысканы денежные средства в счет оплаты отпуска, возмещения морального вреда, а также в качестве страховых взносов для обеспечения пенсионных прав работника.
Источник: Система ГАРАНТ